Средства обучения и воспитания в МБДОУ «Детский сад «Буратино»
с. Барабаш
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды: печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.); электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.); аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях; наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски); демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные); учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.); тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Также есть и иной подход к типологии средств обучения (П.И. Пидкасистый). Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения. Наглядные пособия классифицируются на три группы: объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.); печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники) проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.) Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения: учет возрастных и психологических особенностей обучающихся; гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях; учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.); сотворчество педагога и обучающегося; приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения, основными задачами которой являются: оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений; удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений; создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений; оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса; содействие выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования.
Средства обучения и воспитания в МБДОУ «Детский сад «Буратино»:
Физическое развитие:
Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы»
Наглядно-дидактические пособия:
серии «Мир в картинках», «Рассказы по картинкам», «Расскажите детям о …» ;
плакаты «Виды спорта» и т.д.
Спортивный инвентарь:
обручи пластмассовые
палки гимнастические
мячи разного диаметра
кубики
бруски
платочки
кегли
дуги для подлезания
коврики массажные
гимнастические скамейки
щиты для бросания
кольцебросс
мешочки с песком
скакалки
шнуры
канаты
флажки разноцветные
ленты
маты
гимнастические лестницы
Познавательное развитие:
Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы»
Электронные образовательные ресурсы
Наглядно-дидактические пособия:
серии «Мир в картинках», «Рассказы по картинкам», «Расскажите детям о …»;
плакаты
картины для рассматривания
рабочие тетради
наборы тематических предметных карточек
домино с цветными изображениями
блоки Дьенеша
палочки Кюизера
математические наборы
математические планшеты
шнуровки различного уровня сложности
игрушки-персонажи
наборы плоскостных и объемных геометрических фигур
мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм
дидактические игры
муляжи фруктов и овощей
Речевое развитие:
Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы»
Электронные образовательные ресурсы
Наглядно-дидактические пособия:
серии «Мир в картинках», «Грамматика в картинках», «Рассказы по картинкам» и др.
плакаты
картины для рассматривания
рабочие тетради
дидактические игры
наборы предметных карточек по темам
наборы сюжетных карточек по темам
предметные игрушки-персонажи
комплекты детских книг по темам
хрестоматии
иллюстрации к произведениям детской художественной литературе
Художественно-эстетическое развитие:
Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы»
Электронные образовательные ресурсы
Наглядно-дидактические пособия:
серии «Мир в картинках», «Рассказы по картинкам», «Расскажите детям о …» ;
плакаты
магнитная доска
мольберт
палитры
изделия народных промыслов
тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования
бумага для рисования
стаканчики
трафареты
кисточки
карандаши простые, цветные
мелки восковые
бумага цветная
картон цветной, белый
пластилин
доска для работы с пластилином
комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями
набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, маракасы, погремушки и др.)
металлофон
комплекты костюмов для театрализованной деятельности
шапочки для театрализованной деятельности
ширма для кукольного театра настольная, напольная
игрушки-персонажи
флажки разноцветные
куклы Мишура
напольный конструктор деревянный
наборы настольного конструктора
Технические средства обучения:
магнитофоны
телевизоры
Вспомогательные технические средства:
видеопроектор
экран
Носители информации:
тематические презентации
цифровые музыкальные аудиозаписи
фонотека
видеотека
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
ТСО:
телевизоры – 1;
мультимедийный проектор – 1;
экран - 1;
магнитофон – 1
Для продуктивной и творческой деятельности детей и сотрудников в образовательно-воспитательном процессе в МБДОУ «Детский сад Буратино»» задействовано 8 единиц технического средства обучения:
телевизоры – 5;
ноутбуки – 1, принтер -1 (в методкабинете);
мультимедийный проектор – 1;
экран - 1;
магнитофон – 6